Промстройаудит

Заявка на аудит

Гарантия конфиденциальности — залог нашего успеха!

Новости

8 августа 2012 г.

Менеджмент в России: теория и практика

А.А.Зубов

к.т.н., доцент кафедры коммерции и менеджмента

Тульского филиала РГТЭУ

Менеджмент в России: теория и практика

Бизнес в России находится далеко не в благоприятных условиях: коррупция, незащищенность, налоговое бремя. Печальная его особенность – низкий уровень менеджмента в стране. Тотальная управленческая безграмотность наблюдается на всех уровнях: от любого предприятия до высшего руководства страны[1].

Профессионализм не находит адекватной оценки во многом потому, что вновь открывшиеся и потому «дефицитные» в кадровом отношении области социального функционирования (политика, финансовая сфера, бизнес, коммерция) заполнены большим количеством полупрофессионалов и непрофессионалов, деятельность которых изменила оценочные стандарты должного качества; а преобразование структуры общественных приоритетов привело к тому, что целые профессиональные страты были опущены вниз социальных рейтинговых шкал — их специальная подготовка оказалась не востребована и доходы от нее столь мизерны, что мотивация к профессиональному совершенствованию и самореализации сохранились лишь у немногих[2].

В российском менеджменте на любых уровнях прослеживается несоответствие теоретических воззрений и приобретенных менеджерами знаний практике их применения.

Стратегический менеджмент постулирует, что для осознанного движения организации необходимо сформулировать миссию, видение облика организации в будущем, стратегию – генеральную линию поведения на 10-15 лет. В России до сих пор нет национальной идеи, не сформулирована и не доведена до общества цель его развития, не выработана стратегия достижения этой цели и частные стратегии по всем направлениям деятельности государства. Разрабатываемые и принимаемые руководством страны программы развития отдельных отраслей экономики : торговли, судостроительной промышленности, авиационной промышленности, сельхозмашиностроения, здравоохранения и других, - на10-15 летнюю перспективу формируются в отсутствии глобальной стратегии и видения и миссии России в мировом сообществе. В результате программы развития отдельных отраслей экономики принимаются, исходя из необходимости достижения контрольных цифр, установленных политическим руководством страны[3].

В настоящее время общество живет в условиях рынка и его глобализации. Россия вступает в ВТО, но выгод, кроме поставщиков сырья, никто не ожидает, Потери же будут значительными из-за давления иностранных поставщиков и производителей отечественное сельское хозяйство и промышленность. Глобализация рассматривается с позиций либеральной идеи вседоступности и вседозволенности (разрешено все, что не запрещено), без учета мировых тенденций развития управления сложными системами. С усложнением систем управления в мире с середины 20 века наблюдается переход от централизованного управления к распределенному, децентрализованному, самоорганизующемуся, бесструктурному управлению. В таких системах глобальный уровень управления задает общие для всей структуры критерии достижения желаемого результата движения и развития, а нижележащие уровни управления вырабатывают свои критерии достижения глобальной цели с учетом ограничений, налагаемых их положением в иерархии системы и располагаемых ресурсов для организации достижения своих целей. Функционирование и развитие таких систем предполагает известную автономность работы каждой подсистемы (элемента системы), а также наличие и повышение уровня интеллектуальной и ресурсной оснащенности подсистемы (элемента системы). Применительно к социально-экономическим системам глобализация управления должна сопровождаться повышением автономности элементов этих систем, их ресурсной и интеллектуальной оснащенности. В частности, государство должно создать все условия для повышения эффективности функционирования домохозяйств и личных подсобных хозяйств. Для этого необходимо организовать создание и производство малогабаритных высокоавтоматизированных машин и механизмов, позволяющих производить сельхозпродукцию, продукты питания и промышленные изделия в малых объемах. Домохозяйства и личные подсобные хозяйства для повышения качества и конкурентоспособности товаров, присутствующих на рынке, должны иметь возможность выбирать «покупать или производить» необходимые им продукты и товары.

Экспертным сообществом, учеными, политологами в XXI веке постулируется переход к постиндустриальному обществу, основанному на IT -технологиях[4]. Инновационное развитие принято как генеральная линия поведения экономических субъектов. Однако, постиндустриальное общество предполагает, что материальное производство достигло высокого уровня развития и обеспечивает все потребности общества в полном объеме. При этом информационные технологии обеспечивают развитие производственной базы общества, которая формируется без участия этого постиндустриального общества, только на основе использования вышеназванных информационных технологий. Как элемент постиндустриального общества появился Крауд-сорсинг – новое течение в информационных технологиях, когда новые высокопродуктивные идеи отбираются с использованием мнений толпы ( crowd ), всех желающих генерировать и рецензировать новые идеи и разработки, на основе применения алгоритмов искусственного интеллекта и использования коммуникационных возможностей интернета. Постиндустриальное общество не может развиваться, не имея совершенной индустриальной базы, которой в России нет. Да и та, которая есть, разрушается. Поэтому вопрос о реиндустриализации страны актуален[5]. Не может быть создано постиндустриальное инновационное, информационное общество с «силиконовыми долинами» и нанотехнологиями, если не будет восстановлена и создана современная высокоэффективная промышленность, в первую очередь машиностроение и станкостроение, отлажены метрологическое обеспечение, стандартизация и унификация производства, не поставлено во главу угла снижение энергоемкости, трудоемкости и себестоимости всех отраслей экономики государства.

Эффективность социально-экономических систем и экономики в целом определяется, в конечном итоге, ее конкурентоспособностью. Конкурентоспособность и повышение финансовой эффективности функционирования в настоящее время во многих организациях достигается за счет привлечения гастарбайтеров и снижения уровня механизации и автоматизации технологических процессов, что противоречит основной идеи повышения конкурентоспособности за счет повышения производительности труда, которая в свою очередь должна достигаться за счет более эффективного использования всех потребляемых ресурсов, в том числе трудовых. Конкурентоспособность - комплексное понятие и включает понятия конкурентоспособности товара (продукции, услуги) и конкурентоспособности организации (социально-экономической системы, в том числе экономики страны в целом). Из теории управления сложными системами и теории менеджмента известно, что для достижения глобальной цели – конкурентоспособности, которая достигается при реализации ряда подцелей связанных друг с другом, следует построить дерево целей и оптимизировать движение к глобальной цели, обеспечив достижение промежуточных целей с заданной вероятностью в установленные сроки. На практике Российским менеджментом не разработаны и не доведены до исполнителей комплексные планы экономического развития экономики страны и конкретные шаги по реализации таких планов.

Современное состояние менеджмента персонала предполагает переход от управления персоналом к управлению человеческими ресурсами и далее к управлению человеческим капиталом. Человеческий капитал провозглашается высшей ценностью, так как только увеличение творческого потенциала работников, всестороннее развитие разнообразных творческих способностей каждой личности позволит создавать новые высококачественные и высокоэффективные продукты, товары, услуги. На практике наблюдается ограничение доступа к имеющимся знаниям, информации, научно-технической литературе в интернете. Качество высшего образования с введением ЕГЭ, размножением низкоквалифицированных вузов, снижением требований к студентам резко падает. Идет перекос в сторону специальностей не определяющих научно-технический прогресс и лидирование страны в инновационном развитии техники и технологии. Переход к платному или частично платному образованию в средней школе и вузе в России происходит когда другие страны, например, Япония, переходят к бесплатному высшему образованию. Создать постиндустриальное общество, общество знаний при переходе к платному доступу к знаниям невозможно. С одной стороны переход к крауд-сорсингу, а с другой - затрудненный доступ к знаниям, чтобы уменьшить объем знаний населения, противоречит тенденциям создания социальных лифтов и выявления наиболее талантливых людей, которые могут дать обществу новые идеи, решения, подходы, технологии, товары.

Обозначенный в литературе по менеджменту крах менеджемента[6] в традиционном его понимании означает переход к самоуправляемым коллективам, возглавляемым лидерами, авторитет которых основан на знаниях и умении достигать целей, возникающих перед этими коллективами. Исследования эффективности команд, организаций, коллективов, проведенные в последнее время, дали неожиданные результаты. Выяснилось, что наиболее эффективными являются самоуправляемые общины в Нидерландах, а также народные предприятия, где вся собственность организации, ее капитал и активы принадлежат работникам этих организаций.

В России стремятся следовать западному опыту, строить корпорации, учить население зарабатывать на бирже, скупая и продавая акции, помогая надувать финансовые пузыри, не работая в реальной экономике. В трудные для экономики времена во время последнего мирового экономического кризиса высший российский менеджмент принимает решение спасать финансовую систему страны, накачивая ликвидностью банки, предполагая, что последние будут кредитовать реальный сектор экономики, чтобы улучшить состояние экономики в целом. Из теории систем и менеджмента известно, что в многоуровневых системах, элементы каждого уровня функционируют, руководствуясь своими критериями управления, которые могут не совпадать с глобальными, и которым должно соответствовать функционирование системы в целом. На практике так и вышло, банки зафиксировали свою прибыль, совершая спекулятивные операции на международном финансовом рынке. Применение связных кредитов на конкретные проекты в реальном секторе экономике или финансирование на прямую реального сектора экономики могло решить проблемы накачки ликвидностью банковской системы.

В XXI веке идет переход к порядковым шкалам и экспертным оценкам. На цифры надеяться уже нельзя. Оценивать количественно можно, но только надо ли считать все с такой точностью? Это просто засорение мозгов и трата энергии, ресурсов и денег. Талмуды данных только усложняют и замедляют принятие решений. Главная задача как раз в том, как сократить бумажную отчетность, как действовать более быстро и часто на более качественном уровне.

На практике российский менеджмент активно пропагандирует внедрение бюджетирования, тотального контроля расходов по всем направлениям, громоздкую систему отчетности. Госструктуры и другие структуры, использующие бюджетные ассигнования, требуют от хозяйствующих субъектов, пользующихся ресурсами, в том числе информационными, представляемыми вышеназванными структурами, разнообразные данные, необходимые этим структурам для формирования отчетности, сбор данных для представления которой перекладывается на хозяйствующие субъекты.

Современный менеджмент любой социально-экономической системы от организации до государства должен обеспечить управляемость, клиентоориентированность( для государства – ориентированность на нужды населения страны), инновационность, высокую скорость реакции на изменяющиеся внутренние параметры организации и внешние турбулентные параметры среды, проявляя высокий профессионализм управления этой системой. Достигнуть этих результатов возможно, если будет устранен разрыв между теорией и практикой применения современных подходов теории систем и менеджмента.

Государство должно обеспечить бесплатный беспрепятственный доступ к знаниям населению (за исключением сведений составляющих государственную тайну) Кроме того, необходимо профинансировать разработку и создание высокоэффективных поисковых систем информации и новых идей, разработок и данных в информационном пространстве ( в первую очередь, в интернете), так как на поиск необходимой информации тратятся огромные временные, людские и финансовые ресурсы и в море информации отыскать нужную – большая проблема. По оценкам политологов и социологов в ближайшей перспективе количество пишущих в интернете значительно превысит количество читающих и объемы информации, которая никогда не будет прочитана, в том числе содержащей рациональное зерно и новые знания, будут возрастать.

Кроме крауд-сорсинга, высший менеджмент страны и крупных корпораций должен задуматься о крауд-продакшине ( crowd- production). Координация работы населения по производству товаров, работ и услуг позволит обеспечить занятость населения, уровень оснащения домохозяйств и мелкого бизнеса современными техническим средствами производства, коммуникации, информациоными ресурсами, диверсифицировать риски, связанные с обеспечением населения товарами, работами, услугами.

Для повышения творческих возможностей населения, развития человеческого капитала страны следует создавать государственные центры коллективного пользования современным автоматизированным оборудованием, средствами диагностики и контроля, высокопроизводительными вычислительными системами, предоставляемыми населению за символическую плату и которые должны управляться менеджерами, ориентированными на развитие народного творчества и повышение его научного уровня и эффективности.

Литература:

1. http://www.Elitarium.ru /27.03.2012/Новые требования к искусству управления/В.И.Кнорринг

2. http://www.Elitarium.ru/26.02.2007/Российские менеджеры: социологический взгляд со стороны/Роман Абрамов

3. http://www.minpromtorg.gov.ru/Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения в России до 2020 года.

4. Кузык Б.Инновационное развитие России: сценарный подход//

"Экономические стратегии", №1,2009, с. 56-67

5. http://www.iarex.ru/interviews22946.html/20/01/2012/ Нужна ли России реиндустриализация или постиндустриализация и чем они отличаются: мнения

6. Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента.- СПб.: Питер, 2004.- 368 с.

Все новости