Промстройаудит

Заявка на аудит

Гарантия конфиденциальности — залог нашего успеха!

Новости

29 июня 2011 г.

Личные подсобные хозяйства и продовольственная безопасность Российской Федерации

А.А.Зубов

к.т.н., доцент кафедры коммерции и менеджмента

Тульского филиала РГТЭУ

Личные подсобные хозяйства и продовольственная безопасность Российской Федерации

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2008г. №1662-р) определила основные цели государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе, в частности устойчивое развитие сельских территорий и повышение уровня жизни сельского населения.

Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010г. №120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, в которой определены основные направления государственной экономической политики в области устойчивого развития сельских территорий.

Для обеспечения реализации вышеназванных актов Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30ноября 2010г. №2136-р утверждена Концепция устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020года (далее – Концепция). В ней отмечено, что территория России превышает 17млн.кв.километров, из которых 400млн.гектаров (23,4процента) составляют земли сельскохозяйственного назначения. Демографические ресурсы сельских территорий составляют 38 млн. человек (27процентов общей численности населения), в том числе трудовые ресурсы - 23,6 млн. человек, плотность населения низкая - 2,3человека на 1кв.километр. В сельской местности расположены 155,3тыс.сельских населенных пунктов, причем 72процента сельских населенных пунктов имеют численность жителей менее 200 человек и только 2 процента поселений - свыше 2 тыс.человек.

Сельское хозяйство остается основной сферой приложения труда жителей сельских территорий. Из-за неразвитости на селе альтернативной сферы деятельности, которая могла бы поглотить избыточную рабочую силу, высвобождаемую из аграрного производства, сельскую экономику можно характеризовать как моноотраслевую.

Уровень жизни сельского населения остается крайне низким, увеличивается разрыв между городом и селом по уровню доходов. Если в 1997году среднедушевые располагаемые ресурсы сельских домашних хозяйств достигали 69процентов городского уровня, то в 2009году они составили 61процент.

Бедность, разрушающая трудовой и генетический потенциал села, остается массовым явлением. На сельские территории приходится 42процента всего малоимущего (по располагаемым ресурсам) населения России, тогда как на долю сельского населения приходится 27процентов общей численности населения страны.

С целью преодоления сложившейся на селе ситуации в рамках Концепции разработаны цели, принципы и задачи, направления, механизмы реализации и этапы государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий. Однако в Концепции четко не выделены социально-экономические системы: коммерческие сельскохозяйственные организации, крестьянско-фермерские хозяйства, домохозяйства, в том числе имеющие личные подсобные хозяйства, в рамках которых реализуются все основные функции сельского населения. Личным подсобным хозяйствам и домохозяйствам сельского населения в Концепции уделено недостаточно внимания, хотя и отмечено, что одними из приоритетных мер в области повышения занятости населения и регулирования рынка труда на селе являются повышение эффективности самозанятости и использования форм семейной занятости в личных подсобных хозяйствах особенно в районах, где сельскохозяйственные организации прекратили свою деятельность, путем их кооперирования, в том числе с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, перерабатывающими и обслуживающими производствами. Кроме того, в целях стимулирования сбыта сельскохозяйственной продукции Концепцией предполагается создание специализированных центров, осуществляющих посреднические функции между малыми и средними сельскохозяйственными организациями, иными хозяйствующими субъектами и личными подсобными хозяйствами, с одной стороны, и торговыми сетями, с другой стороны. Такие центры позволят осуществлять закупку и переработку сельскохозяйственной продукции, формирование товарных партий для реализации через торговые сети, что должно способствовать решению целого ряда проблем, существующих сегодня в отношениях между сельскохозяйственными организациями и крупными торговыми сетями.

В рамках Концепции полностью не реализованы возможности государственной поддержки личных подсобных хозяйств, определенные ст.7 Федерального закона от 07.07.2003 № 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", хотя для устойчивого развития сельских территорий необходимо, в первую очередь, обеспечить развитие личных подсобных хозяйств на современном высокотехнологичном уровне. Личные подсобные хозяйства – это форма экономической деятельности сельских домохозяйств и в отсутствии иных доходов членов домохозяйств - источник их существования.

Сельские домохозяйства, их устойчивое развитие, повышение благосостояния, рост численности до величины, необходимой для воспроизводства населения страны и удержания территории от несанкционированного заселения мигрантами, должны быть в фокусе внимания при разработке всех законодательных и нормативных актов Российской Федерации. Только домохозяйства, как форма социально-экономического существования отдельной семьи, являющейся ячейкой современного общества, могут обеспечить воспроизводство здорового, высокообразованного, мотивированного к высокопроизводительному труду и нацеленного на применение инновационных, ресурсосберегающих, малоотходных технологий, обеспечивающих минимальную нагрузку на окружающую среду и гармонизацию отношений человека с природой. Поэтому все принимаемые решения госорганов и муниципалитетов должны рассматриваться с позиции полезности их для домохозяйств, вклада в повышение благосостояния домохозяйств, расположенных на территориях, которых касаются эти решения.

Не все, но большинство сельских домохозяйств имеют личные подсобные хозяйства. Личные подсобные хозяйства позволяют сельским жителям иметь высококачественные продукты питания, во многом не зависеть от состояния торговли и уровня обеспеченности транспортными услугами, состояния дорожной сети сельских территорий. Кроме того, наличие личных подсобных хозяйств формирует и поддерживает трудовую мотивацию и чувство хозяина, не позволяя работникам коммерческих сельзхозпредприятий превратиться в просто наемного работника. В настоящее время вести личные подсобные хозяйства становится труднее и это обусловлено рядом причин, среди которых можно выделить высокую трудоемкость производства, физическую тяжесть труда, плохое обеспечение средствами малой механизации. В личных хозяйствах в основном используются примитивные технологии, семена массовых репродукций, отсутствуют современные системы защиты растений от сорняков, вредителей и болезней. В личных подворьях мало высокопродуктивных пород скота, ощущается недостаток кормов, удобрений и других материально-технических ресурсов.

В настоящее время число личных подсобных хозяйств в России превышает 22,8 млн. единиц, а их удельный вес в производстве сельхозпродукции страны превышает 50%. При количественном составе одной семьи в 3-4 человека эти хозяйства прямо или косвенно обеспечивают жизнедеятельность не менее половины населения страны. При этом, производя 50-60% валовой продукции сельского хозяйства в регионах, в том числе свыше 90% картофеля, 75% овощей, более 50% молока и мяса, 25% яиц и другой продукции, личные подсобные хозяйства имеют в своем распоряжении всего лишь 4,3% земельной площади[1]. .
По данным Госкомстата в 2001 году вклад личного подсобного хозяйства в конечное потребление домохозяйств составил от 5 до 11% всего конечного потребления и от 12 до 17% потребления продуктов питания[2]. При этом нельзя не отметить тот факт, что современная структура питания российского населения характеризуется все еще очень низким потреблением наиболее биологически ценных продуктов питания, таких как мясные и молочные продукты, фрукты, особенно в сравнении с соответствующими данными США. Так, душевое потребление мяса и мясопродуктов, фруктов в 2000 г., почти в 3 раза превысило российское потребление, по молоку и молочным продуктам, соответственно на 20%. По таким продуктам как рыба и яйца наблюдается практически одинаковое потребление, а вот по сахару и хлебопродуктам мы «обгоняем» американцев, соответственно на 17% и 14%, а картофеля едим в 2 раза больше. Недостаток мясных и молочных продуктов, фруктов в своем рационе россиянам приходится восполнять хлебом и картофелем

Либерализация цен января 1992г., ценовой шок на продовольствие
в результате финансового кризиса 1998 г. оказали крайне
неблагоприятное воздействие на потребление населения России в целом и
бедных слоев в особенности. Сводный индекс роста цен на продукты питания за 1992-2006 г. составил 12533 раз, в том числе за 1992-1999 гг.- 5521,5 раз; за 2000-2006 гг. -2,27 раза. Кризис 90-х годов привел к существенному снижению как предложения, так и спроса на продукты питания, и по ряду продуктов (например, мясомолочным продуктам,) предреформенный уровень потребления не восстановлен до настоящего времени, несмотря на то, что в 2006 г. был зафиксирован факт восстановления предреформенного уровня доходов. Среди бедных семей каждая пятая семья не имеет питания, полноценного с точки зрения потребляемых калорий, а содержание белка ниже уровня обеспечивающего полноценное физическое развитие. С ростом цен на продукты первой необходимости доступность продовольственных товаров в данных домохозяйствах приобретает особую актуальность с точки зрения здоровья нации. Очевидно, именно данные слои населения требуют реальных мер адресной социальной помощи, например, в виде продуктовых талонов, гарантирующих доступ к набору продуктов, обеспечивающему минимальные потребности в калориях и белках [3].

Правительство РФ предпринимало меры по защите беднейших домохозяйств и в 2007 г. было вынуждено заморозить рост цен на ряд социально значимых продуктов. С мая 2008 г. в связи с отменой заморозки из-за ее неэффективности произошел очередной скачок цен, от которой опять пострадали наиболее необеспеченные слои населения. Очевидно, вместо того, чтобы пытаться замораживать цены на продукты или выдавать продуктовые талоны, следует помочь домохозяйствам производить для своих нужд часть или большую часть необходимых им продовольственных товаров высокого качества.

Современными рыночниками и глобализаторами пропагандируются идеи выращивать и производить только то, что может дать прибыль в рамках мирового рынка, остальное ожидать, когда привезут из других регионов мира, где это производить выгоднее. Это верно, если абстрагироваться от национальных интересов и интересов конкретных территорий и домохозяйств этих территорий.

Глобализация рынков предполагает высокую степень зависимости потребителей от четкости функционирования мирового хозяйства, в том числе доставки продукции, в частности продуктов питания, каждому потребителю в любом месте постоянного проживания. События последних лет свидетельствуют о том, что силы природы и техногенные катастрофы могут вносить коррективы в нормальное функционирование мирового хозяйства, снижая урожаи сельхозпродукции, выводя из оборота сельхозугодья, нарушая транспортную инфраструктуру. Поэтому с целью повышения живучести всего хозяйственного комплекса государства необходима их определенная автономия, определенная Доктриной продовольственной безопасности России, а с точки зрения повышения живучести домохозяйств - автономность домохозяйств, которая должна обеспечиваться высокоэффективными личными подсобными хозяйствами.

Для обеспечения высокой эффективности личных подсобных хозяйств в дополнение к задачам, которые должны быть решены в рамках Доктрины продовольственной безопасности, Концепции, Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» и других актах, необходимо:

1.Создать систему управления развитием личных подсобных хозяйств, обеспечивающую координацию деятельности в рамках всей страны и отслеживающую деятельность каждого домохозяйства, гарантирующую физическую защиту домохозяйств от противоправных действий криминальных элементов и структур.

2. Обучать домохозяйства новым технологиям выращивания растений и животных, технологиям хомобиотического оборота (технологии ХБО)[4].

3.Обеспечивать личные подсобные хозяйства высококачественным посевным материалом и высокопродуктивным молодняком скота и птицы, поставив необходимые задачи селекционным институтам и хозяйствам.

4.Обеспечить разработку и внедрение современных микро и мини- роботизированных, автоматических и автоматизированных устройств, установок и комплексов по выращиванию животных и растений на личных подворьях с минимальным потреблением энергии [5], организовав работу по разработке, созданию и производству таких устройств, установок и комплексов в исследовательских, опытно-конструкторских и производственных организациях.

5.Предоставить населению свободный бесплатный доступ к знаниям, библиотекам знаний и информации о современных методах ведения сельхозпроизводства известных на сегодняшний день, от наиболее примитивных с минимальным применением механизации и автоматизации до роботизированных и полностью автоматических, создавая базы и банки знаний, учебные и демонстрационные центры.

Планируемое вступление России в ВТО может ухудшить положение личных подсобных хозяйств из-за их низкой конкурентоспособности. Поэтому только инновационный путь развития личных подсобных хозяйств с применением самых передовых технологий сельхозпроизводства и самой совершенной техникой производства растений и животных, с координирующей ролью государства может обеспечить живучесть личных подсобных хозяйств, развитие домохозяйств в сельской местности и выполнение последними всех функций по устойчивому развитию страны в целом.

Литература:

1.Кузнецова Н. Потенциал ЛПХ// Газета «Сельская жизнь»,№83(23600), 2010г.

2.Российский статистический ежегодник, 2002. М.: Госкомстат, 2002, с. 191-192.

3. http://rusrand.ru/ Динамика основных характеристик питания населения России (РФ)/ Овчарова Л.Н., Попова Р.И.

4.http://homobiocycle.ru

5.http://schriftsteller.livejournal.com/25/04/2010/Роботы накормят людей/ Dmitri Verhoturov

Все новости